Технологии литья керамики и ткачества

    

                

      

Свои изделия мы декорируем, в основном, при помощи декалькомании.

Само слово «декалькомания» не имеет точного перевода, так как собрано из латинского, французского и греческого языков. Дословно декалькоманию можно перевести как: возможность точного перевода.

Декалькомания достаточно старая технология – ей уже более 100 лет. Изобретена была в России в конце ХIХ века, и с успехом используется по сей день.

Главный недостаток деколи заключается в том, что как и 100 лет назад перевод изображения на поверхность осуществляется вручную, что не мешает повсеместно использовать данную технология. Главным потребителем деколи являются заводы по производству посуды. Декалькомания используется на фарфоровых, фаянсовых заводах, заводах производящих эмалированную и стеклянную посуду. Так же декалькомания используется для декорации машин, велосипедов, сотовых телефонов, и многих других материалов где необходимо получить многокрасочные изображения на неровных поверхностях. Деколь используют для декорации стекла, фарфора, металла, дерева, пластика, различных керамических изделий.

 

Что же собой представляет деколь?

Деколь – это переводные картинки, напечатанные с помощью специальных трафаретов на листах гуммированной бумаги специальными красками и закрепленные лаковой поверхностью. При погружении такого листа в воду, лаковое пятно и закрепленное на обратной его стороне краска «отходит» от гуммированной бумаги и готовую к работе «переводилку»  наносят к декорируемому предмету. После чего этот предмет помещают в печку и нагревают до необходимой температуры (более 1000 градусов). При высоких температурах лаковая пленка сгорает, а находящаяся под ней краска впекается в  поверхность изделия.  

Деколь – как технология декорации различных поверхностей имеет очень много как достоинств, так и недостатков по сравнению с другими способами нанесения изображения на ту или иную поверхность.

 

К основным недостаткам можно отнести следующее:

-дорогая и трудоемкая предпечатная подготовка;

-использование ручного труда в процессе деколирования;

-большой процент брака (связанный с использованием ручного труда);

-невозможность 100% соблюсти необходимые цвета;

-сложность и трудоемкость процесса печати деколи;

 

Но вместе с тем деколь имеет и несравнимо важные преимущества:

-возможность декорировать поверхности различной формы;

-возможность декорировать штучные изделия;

-разнообразие различных технологий и способов печати;

-красочность и износостойкость наносимого изображения;

-возможность декорировать препаратами благородных металлов (золото, серебро);

-долгий срок хранения напечатанной деколи (до 10 лет), а при переносе изображения на предмет изображение не потеряет свой цвет никогда. Кроме того оно абсолютно не подвержено царапинам.

 

Общее представление о работе с глиной. Производство керамических изделий.

Глина - один из самых распространенных природных материалов, освоенных человеком еще в глубокой древности. Высокая пластичность материала позволяла изготавливать из него множество необходимых в быту предметов - главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки.

Самые ранние изделия были хрупкими, боялись влаги, и в глиняных сосудах можно было хранить лишь сухие продукты. Но, разгребая золу угасшего костра, человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становится твердой как камень. Эти наблюдения, видимо, и навели человека на мысль обжигать для прочности глиняные изделия.

Вещи из обожженной глины принято называть керамикой.

Широкое распространение керамика получила в Египте, Ассирии, Вавилоне и Греции. Многие музеи мира украшают знаменитые греческие вазы-амфоры, расписанные традиционными орнаментами и сценками из древнегреческой мифологии. Высокохудожественной керамикой славилась и Древняя Русь. Из мастерских русских керамистов выходили терракотовые и поливные изразцы, посуда, игрушки. Известные современные керамические промыслы нашей страны - гжельский, скопинский, вятский и многие другие - продолжают традиции старых мастеров. На международных выставках их изделия неоднократно отмечали медалями и дипломами.

Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет более совершенную технологию и новые материалы. Но создавать керамические изделия можно и дома, используя вполне доступные материалы и оборудование, применяя сравнительно несложную технологию.

Основа любого керамического изделия - глина. По цвету она делится на два основных вида: красножгущуюся, которая после обжига становится красной, и беложгущуюся, которая после обжига становится белой. Чтобы определить, с какой глиной вы имеете дело, нужно сделать пробу: обжечь небольшой кусок глины. Даже некоторые черные глины после обжига становятся белыми.

Заготовленную глину промойте и удалите из нее различные примеси. Для этого положите глину в ведро или таз, залейте водой и тщательно размешайте до получения однородной массы. Через несколько часов камни и песок осядут на дно, а всевозможные легкие примеси всплывут. Переложите глину в широкую посуду, дайте подсохнуть, потом тщательно перемните. Готовая для работы глина должна напоминать тесто и легко отставать от руки. Глины, содержащие значительное количество песка, называют тощими. Тощие глины пригодны для изготовления более крупных вещей с обобщенными формами. Мелкие изделия с тонкой проработкой деталей лепят из жирной глины, не содержащей песка.

Чтобы придать глине некоторые дополнительные качества, в нее вводят всевозможные примеси. Керамика станет более легкой и прочной, если в нее ввести немного опилок. Народные мастера Таджикистана вместо опилок добавляют в глину пух камыша-рогоза или тополя. Добавление в глину окиси железа или шамота значительно ускоряет обжиг. Шамот приготовляют из толченых черепков или красного кирпича. Толченый кирпич просеивают, удаляют керамическую пыль, добиваясь крошки, не превышающей размера просяного семени. Шамота в глине должно быть не больше одной пятой части общей массы, иначе качество керамики ухудшится.