28 ноября 2014 г.

             

                  Белорусский фасад китайского сувенира.            

    Несколько лет назад в Праге мне попался красивый колокольчик с изображением собора Святого Вита. Через год нашлось точь-в-точь такое же изделие, но уже в венгерской столице с картинкой «Рыбацкий бастион». В австрийском городе Грац увидеть то же самое с видом на главную площадь уже было как-то совсем неприятно. Когда штамповка встретила меня на набережной Венеции, стало ясно: от вездесущего китайского ширпотреба в Европе не скрыться.

 Активное взятие китайским сувениром туристических центров до­катилось и до наших широт. Сегодня в магазинах города на одной полке с изделиями белорусских мастеров красуются тарелочки, магнитики, ко­локольчики с изображением Бреста, Беловежской пущи. Брестской крепо­стигероя и других достопримечательностей области. Стоимость иностран­ной копии практически не отличается от цены на изделия отечественных умельцев. Ко всему, во многих торго­вых точках не разберешь, какая вещь сделана белорусскими руками, а что привезено из Поднебесной.

-На мой взгляд, в этом есть некий обман, - рассуждает директор ООО «Центр молодежной инициативы» Василий Борисов. - Турист, посещая нашу страну, желает приобрести подлинный белорусский сувенир. Вместо этого покупает штамп, сделанный в Китае. За все время торговые организации ни разу не потребовали обязательный для всех производителей сертификат, который выдает торгово-промышленная палата. Именно этот сертификат является документом, подтверждающим белорусское производство товара.

Мастерская «КерамАРТ» в структуре Центра молодежной инициативы была создана 10 лет назад. Проект был профинансирован Всемирным банком как социальный - в помощь организации рабочих мест для молодых инвалидов. Год спустя Центр начал сотрудничать с компанией «Рослаген», занимавшейся развитием социальных кооперативов в Швеции. Европейские партнеры предложили на выбор несколько направлений деятельности для людей с ограниченными возможностями: ткани, стекло, керамика, плетение из лозы, работа в кафе, другие услуги. Брестчане остались верны керамике, с которой начали. Правда, технологии изготовления многих изделий с помощью шведских друзей вышли на иной уро­вень.

Очень скоро магниты, тарелки, чашки и другие изделия от «КерамАРТ» стали покупать по всей республике. Их можно увидеть в торговом доме «На Немиге», в минском ГУМе, Национальном парке «Беловежская пуща», Ружаиском дворцовом комплексе Сапегов и многих других крупных торговых точках и музеях страны.

Но в прошлом году предприятие обратило внимание на значительное снижение продаж. Китайский аналог стал активно теснить с полки бело­русский сувенир. Торговля на такой эффект «дружбы народов» только разводит руками - мол, нам не интересно, что происходит у производителя: китайский товар ярче, его и покупают.

Вступив в сеть социальных ко­оперативов «Skoopi», сотрудники «КерамАРТ» стали частыми гостями шведской столицы. Каждый раз, оказываясь в Стокгольме, брестчане знакомятся с новыми направлениями производства сувениров и, конечно, посещают сувенирные лавки и целые улицы исторического центра - Гамла Стан (Старый город).

Тот, кто бывал в Стокгольме, знает: большинство сувенирных лавок в Старом городе продают китайские копии национального шведского сувенира. А сувениры, сделанные шведскими мастерами, реализуются в иных магазинах. Их, кстати, легко найти по неброским витринам и качественному товару. Вроде все тот же символ Швеции - веселый лось, а сразу угадаешь: в чем есть душа, а где пустое. Воспитанные, улыбчивые, приветливые шведы никогда не допустят, чтобы в одном магазине продавались изделия местных мастеров и китайская штамповка. Это нечестно как по отношению к своим умельцам, так и к туристам.

С некоторых пор брестчане при­соединились и к Балтийской сети со­циальных инициатив, в которую входят организации не только Швеции, но и Польши, Эстонии, Литвы. Соли­дарность - продекларированная основа отношений всех участников движения. Однако соседи литовцы на фоне самых нежных приятельских связей доказали, с каким трепетом они относятся к своему национальному сувениру.

Аналогичная брестской литовская организация имеет собственный сувенирный магазинчик, где реализует свою продукцию. Когда наши попытались предложить коллегам продавать изделия с клеймом «КерамАРТ», партнеры вежливо отказались. И дело даже не в конкуренции - проявилось особенное отношение к национальному сувениру как хранителю литовской бытовой культуры. Не принято в Литве на одну полку ставить национальный сувенир и «made in».

Татьяна ШЕЛАМОВА                               Газета "Вечерний Брест" №94 от 28 ноября 2014 года.

 

 

 

© 2011 KeramART

   

        перейти в каталог 


счетчик посещенийСчетчик посещений